Главная \ Что посмотреть \ Дворцы \ Аничков дворец

Аничков дворец

Аничков дворец

Аничков дворец. Дворец аристократов и пионеров — вечный подарок

Этот дворец любили дарить. В XVIII веке императрицы любили его преподносить своим фаворитам. В XIX веке он перешел в в собственность семьи Романовых, и особы царской фамилии начали получать Аничков дворец в качестве свадебного презента. Там проходили знаменитые балы, не официальные парадные императорские, а менее помпезные, для узкого круга. 1 января 1834 года Пушкин с горечью записывает в дневник: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору (читай: “государю”) хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом».

Аничков дворецВ XX веке в очередной раз судьба дворца меняется. 
После революции он уже не принадлежит царскому двору и новые хозяева с 1919 года по 1937 год размещают здесь «Музей города». О нем сейчас известно очень мало. 
В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров и школьников.

Кто такой Аничков

Когда Петербург только начинал застраиваться, граница города пролегала в районе Безымянного Ерика (ныне реки Фонтанки). Новое здание в стиле «раннего барокко» должно было украсить въезд в столицу со стороны финской слободы. В документах на строительство его обозначили как «дворец, что у Аничкова моста». Деревянный балочный, соединивший берега Фонтанки, появился чуть раньше. В его строительстве принимал участие батальон моряков под командованием полковника Михаила Аничкова — представителя старинного дворянского рода. Так и появился сначала Аничков мост, а потом Аничков дворец.

Дорогой подарок для дорогих людей

1757 год
Взойдя на престол при содействии братьев Разумовских, Елизавета Петровнаповелела возвести на пустынном, заболоченном участке, приобретённым у купца Дмитрия Лукьянова, собственный дворец. Воле государыни противиться не посмели, однако для лиц, приближенных ко двору, не было секретом, что новая резиденция предназначалась не для молодой императрицы, а для её фаворита – граф Алексей Разумовского. Что вскоре и подтвердилось.

1776 год
Пришедшая к власти Екатерина II, переняв от предшественницы не только опыт дворцовых переворотов, пожаловала резиденцию своему возлюбленному — Светлейшего князя Григорию Потёмкину. Притом пожаловала дважды. Остро нуждавшийся в деньгах Потёмкин предпочёл быстро избавиться от дорогого подарка, уступив дворец за внушительную сумму Никите Шемякину. Но императрица была настойчива. Она выкупила у последнего дворец и вновь презентовала своему фавориту.

1809 год
В следующий раз Аничков стал подарком на свадьбу Великой княжны Екатерины Павловны (сестры императора Александра I) с принцем Георгом Ольденбургским. Молодые во дворце бывали крайне редко, да и их совместное счастье продлилось недолго — через три года принц заразился тифом и умер.

1817 год
Император Александр I преподнёс дворец в качестве свадебного подарка на этот раз своему младшему брату — будущему государю Николаю I и его жене, прусской принцессе Шарлотте, ставшей позднее императрицей Александрой Фёдоровной. После восшествия на престол Николай I присвоил дворцу статус императорского и проживал в нём по несколько месяцев в году.

1841 год
Следующими хозяевами Аничкова дворца стали будущий император Александр II и его жена принцесса Гессенская — после коронации государыня Мария Александровна. Как нетрудно догадаться, столь роскошный подарок они получили в день бракосочетания.

1866 год
Традиция не была нарушена и следующий раз, когда под венец собрались будущий самодержец Александр III и датская принцесса Дагмара (в православии Мария Фёдоровна). Молодым так полюбилась усадьба, что они выбрали её в качестве своей постоянной резиденции, проводя там большую часть своего времени.

1935 год
После Октябрьской революции Аничков был национализирован. Сначала в нём разместили Музей города, а потом реконструировали по Дворец пионеров и подарили детям.

Дворцовое строительство, растянувшееся на века

Разные хозяева перестраивали дворец в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Поэтому его облик неоднократно менялся усилиями лучших архитекторов прошлых веков.
Изначально строительство было поручено Михаилу Земцову. По замыслу зодчего, дворцовый ансамбль состоял из трёх частей — центрального двухэтажного корпуса и двух трёхэтажных флигеля, соединённых с основным зданием. Со стороны Фонтанки к дворцу примыкал канал, по которому на лодках пребывали высокие гости.
Невский проспект в это время был просто просекой, поэтому фасадная часть здания была обращена именно в сторону набережной. От большой перспективы его отделяла каменная стена.

Потолок Аничкова дворцаЗемцов успел лишь начать строительство. Спустя два года он умер. Дело мастера продолжил его ученик — Григорий Дмитриев. Однако, подведя стены здания под крышу, скончался и Дмитриев. Тогда для завершения строительства был приглашен Бартоломео Растрелли. Знаменитый итальянец воспринял дворец, как тяжелое наследство: «Я исправил большой Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами».
После того, как дворец стал собственностью Григория Потёмкина, за изменение внешнего облика усадьбы взялся архитектор Иван Старов. Он увеличил основной корпус на один этаж, засыпал канал и заменил существовавший сад пейзажным парком с прудом и островом. Кроме этого, дворцовый ансамбль дополнили галереи, колоннада и каменное здание кухни.
Следующие изменения во внешнее и внутреннее убранство дворца были внесены по инициативе Екатерины II, которая решила расположить в нём Императорский кабинет. Архитектор Егор Соколов разобрал старые террасы, заново оштукатурил старое здание, восстановил утерянную лепнину и огородил Аничков новым кованым забором со стороны Фонтанки.

Золотая гостиная Аничкова дворцаСпустя несколько лет, в начале XIX века, территорию, занятую дворцовым ансамблем, уменьшили, передав её западную часть Театральной дирекции, а южную — купцам. Для нужд последних ещё один итальянец Джакомо Кваренги построил два корпуса торговых рядов, соединённых между собой открытой колоннадой. Помимо нужд торговли, помещения использовались для хранения фарфора и хрусталя императорских фабрик.

Голубая гостиная Аничкова дворцаЕщё одним мастером, который взялся за реконструкция дворца, стал известнейший архитектор своего времени Карл Росси. По его проекту к южному фасаду Сервизного корпуса пристроили здание Манежа и засыпали пруд, заменив его пейзажным садом. Между павильонами, выходящими на Невский проспект, выстроили чугунную ограда, южный павильон соединили с Манежем каменным забором, фасады павильона украсили статуями древнерусских витязей.
Красная гостиная Аничкова дворцаПоследняя реконструкция Аничкова дворца, превратившегося во Дворец пионеров, состоялась в 40-х годах прошлого века. Тогда под новые нужды были перестроены личные комнаты великого князя Николая Александровича, гардеробная Александра III, комнаты фройлин и прислуги.

На немецких картах Ленинградский Дворец пионеров значился объектом под номером 192 и как дворец маленьких большевиков подлежал уничтожения. Однако, несмотря на бомбёжки и обстрелы, даже в годы войны в здании на Невском работали кружки, проходили олимпиады детского творчества и новогодние ёлки. А в саду дворца были надёжно спрятаны под землю фигуры клодтовских коней с Аничкова моста.

В кружках Дворца пионеров занимались многие знаменитые петербуржцы. Борис СпасскийМарк Тайманов и Виктор Корчной посещали секцию шахмат. А Елена ОбразцоваАлиса ФрейндлихЛев Додин и Сергей Соловьев постигали здесь азы искусства.

Теги Дворец пионеров и школьников Дворцы Санкт-Петербурга Аничков дворец