Последний дворец Романовых
Дворец великого князя Николая Николаевича младшего стал последним, построенным для семьи Романовых. Больше они ничего возвести не успели. Да и пожить во дворце толком великий князь не смог — то война, то революция.
Война выгнала из дома
Участок земли на Петровской набережной Николай Николаевич приобрел еще в конце XIX века, когда эта часть считалась городской окраиной. Великий князь так дорожил своим участком под будущий дворец, что даже не допустил туда рабочих, укреплявших и облагораживающих Петровскую набережную. Им пришлось приложить немало усилий, чтобы выполнить все работы с воды. После открытия в 1903 году Троицкого моста район стал престижным, здесь появились богатые особняки. В 1910 году по проекту архитектора Александра Хренова началось строительство великокняжеского дворца.
Выполненный одновременно в двух стилях — неоклассическом и модерн, — он стал украшением Петровской набережной.
В интерьерах дворца архитектор Хренов использовал в основном неоклассический стиль. Большое внимание уделил военной тематике — все-таки хозяин командовал гвардией и Петербургским военным округом.
Первый этаж был отдан под хознужды. Жизнь хозяев и гостей проходила выше. На второй этаж вела парадная мраморная лестница.
Поднявшись по ней, можно было попасть в столовую, гостиные и кабинет князя. Но главным тут был огромный танцевальный зал, перекрытый световым куполом. Сейчас там проходят заседания. Жилые покои находились на третьем этаже.
Но спустя всего год после новоселья хозяин дворца был вынужден его покинуть. Началась Первая мировая война, и Николай Николаевич стал Верховным Главнокомандующим. Затем, после смещения с этой должности, командовал Кавказским фронтом. А потом — эмиграция. Но дворец пустовал недолго.
Ученые сменили революционеров
Уже в 1917 году в здании у Троицкого моста разместился революционный трибунал. В бывших великокняжеских покоях заседали следователи, там же выносили приговоры. Однако Ревтрибунал недолго заседал в великокняжеском дворце.
Летом 1918 года здание передали Институту по исследованию мозга и психических явлений, которым руководил выдающийся ученый Владимир Бехтерев. Мозг на Петровской набережной изучали до начала пятидесятых.
Затем во дворец пришли специалисты по полупроводникам (Институт полупроводников АН СССР), а в начале 1980-х — эксперты по озерам (Институт озероведения АН СССР).
Звездный обман
Почетное звание дворца вернулось к дому 2 по Петровской набережной в 1985 году. Он стал Дворцом бракосочетаний.
Изначально главный вход в здание располагался со стороны Троицкой площади. Это было сделано и из соображений безопасности — парадные двери от улицы отделяли двор и мощные ворота. Для нужд молодоженов пришлось внести коррективы. Вход прорубили в фасаде, выходящем на Петровскую набережную. Так получилось торжественней.
Внутри дворца сохранилось немало исторических украшений и большой атриум в центре. Так что по красоте третий Дворец бракосочетаний не уступал первому (на набережной Красного Флота — ныне Английской) и второму (на улице Петра Лаврова — ныне Фурштадской). Кстати, в Ленинграде браки с иностранцами регистрировали только в «тройке».
А 15 марта 1994 года там произошла почти конспиративная история. В этот день свадьбу в Петербурге играли Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Заранее был распущен слух, что церемония состоится на Петровской набережной. Собралась большая толпа фанатов. Туда же подъехали молодожены, их гости и мэр Анатолий Собчак с супругой. Встретившись во дворце, они внезапно выскочили на улицу, расселись по машинам и рванули в первый Дворец бракосочетаний. Там Собчак и расписал звездную пару. А поклонники остались не у дел.
Возвращение в политику
В 2000 году в здание переехал полномочный представитель президента в Северо-Западном округе Виктор Черкесов. Институт полпредства как раз был введен в стране весной этого года.
Смена «собственника» вызвала бурю негодования в обществе. Многим петербуржцам не понравилось, что у них отняли дворец, отдав его чиновнику. Да и самим полпредам, кажется, в нем некомфортно. По крайней мере, Илья Клебанов, занимавший эту должность в 2003-2004 годах, жаловался, что полпредство занимает лишь треть дворца, рабочие помещения расположены на первом и третьем этажах, что очень неудобно. А самому ему было неловко сидеть в кабинете площадью 1000 м2.
Однако жалобам Клебанова не вняли. Резиденция до сих пор остается во дворце Николая Николаевича.