Приезжайте с любимыми, детьми, родителями и покажите им город глазами профессионального гида, который его любит, знает и чувствует! И вы окунетесь в сказку!
Это удобно! Надежно! Актуально!

Весна - самое лучшее время, чтобы побывать в Царском Селе!
Вас ждет посещение Екатерининского дворца с Большим Тронным залом, Золотой анфиладой и, конечно, Янтарной комнатой.

Вы не только увидите все то, чем славен Петербург, но и узнаете о истории возникновения города, его строительстве, о людях, которые здесь жили, творили, воспевали Петербург в своих произведениях и о многом, многом другом...

Вы увидите Зимний дворец - резиденцию русских царей. Вы пройдете по парадным залам - посмотрите на них повнимательнее и представите, что там происходило раньше и как это повлияло на русскую историю.
И, конечно, вы пойдете в музей Эрмитаж, увидите его шедевры и узнаете о том, почему люди со всего мира приезжают на это посмотреть.

Главная \ Что посмотреть \ Музеи \ Эрмитаж \ Георгиевский зал Зимнего дворца

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Георгиевский зал Зимнего дворца

Георгиевский зал Зимнего дворца

Когда мы приходим в какую-либо царскую резиденцию, то прежде всего хотим увидеть самый главный её зал, увидеть трон, на котором восседали монархи, провозглашая свою волю – казнить или миловать, объявлять войну или заключать мир.
В Зимнем дворце у нас есть такая возможность – мы можем не только увидеть трон, но и зримо представить себе как здесь проходили церемонии, отмечавшие важнейшие события политической истории монархической России, память о которых витает в воздухе Большого Тронного или Георгиевского зала.
Архитектурное решение его строго выверено: мерный ритм стоящих по периметру зала сдвоенных колонн придает ему торжественность, подобающую месту.
Сочетание благородного белого цвета мраморных деталей, величавого блеска позолоты орнаментов потолка и царственного пурпура Тронного места производит незабываемое впечатление.

История дворца – история России. Большой Тронный зал – сердце главной императорской резиденции нашей страны.
Георгиевский зал служил местом объявления манифестов и приема иностранных послов; здесь проходили балы, а в дни траура по усопшему монарху рядом с Тронным местом выставлялись императорские регалии.
Однако архитектурная история самого важного зала Зимнего дворца чрезвычайно сложна и драматична. Это история смены художественных вкусов и смены ритуалов. А также это история столкновения амбиций и творческих пристрастий целой плеяды талантливых зодчих, инженеров, и влияние на них личных вкусов царственных заказчиков.
Торжественное открытие Большого Тронного зала Зимнего дворца, созданного по проекту Джакомо Кваренги, состоялось 26 ноября 1795г., в день святого Георгия. Для сооружения зала, получившего второе название – Георгиевский - соорудили специальную пристройку, расположенную перпендикулярно восточному корпусу Зимнего дворца. Это позволило «разрубить гордиев узел», который с момента строительства резиденции представляла проблема Тронного зала.
По первоначальному замыслу Растрелли в угловых частях огромного каре Зимнего дворца должны были располагаться помещения, определяющие основные моменты придворного ритуала – Парадная лестница, Большая церковь, театр и Тронный зал, которому отводился северо-западный ризалит (угол). К нему от Иорданской лестницы подводила Невская анфилада залов, насыщенность отделки которых постепенно нарастала и должна была завершиться пышной избыточной роскошью оформления Тронного зала, предназначенного для главных дворцовых церемоний.
Однако замыслам гениального зодчего не суждено было воплотиться в жизнь – отделка Тронного зала не была осуществлена. Императрица Елизавета Петровна, для которой возводился этот дворец умерла, не успев переехать в него. Екатерина II, с момента своего воцарения начала переделку ещё неоконченной резиденции. Пышная роскошь стиля барокко теперь оказалась устаревшим «дурным вкусом». В Европе уже царили другие тенденции. Простота и величие стали главными эстетическими ценностями эпохи.
Зодчие клялись в верности идеалам античных мастеров.
Естественно, барочный проект Тронного зала Растрелли уже не мог удовлетворить Екатерину II,  и она распорядилась создать на предназначенном для него месте комплекс жилых покоев для своего старшего внука – будущего императора Александра I.
Проблема Тронного зала осталась нерешенной. Приходилось устраивать торжества в мало приспособленных для этого Аудиенц– каморах.
Но в 1775 году вопрос начал разрешаться. Архитектор Фельтен реконструировал растреллиевскую Светлую галерею (ныне Гербовый зал). Его стены, а также сдвоенные колонны, стоящие по периметру, были облицованы белым искусственным мрамором. Однако новый зал также не удовлетворил Екатерину II, – вероятно он казался ей слишком простым для главного парадного зала дворца. Как только отделочные работы были завершены, последовал новый указ – делать галерею заново, декорировать её цветным, теперь уже натуральным, мрамором: решено было изготовить мраморные колонны и пилястры, а также облицевать этим материалом стены.
Принципиальным был вопрос о поиске и добыче «российского камня». Только отечественный материал мог использоваться в оформлении Большого Тронного зала главный императорской резиденции.
Пройдёт целых 10 лет, прежде чем в 1785-м году мраморные детали зала будут готовы.
Но вдруг возникла новая проблема, о которой раньше не было и речи, – несколько известных зодчих заговорили о том, что своды первого этажа не выдержат тяжести мраморной облицовки нового зала. Были внесены разные предложения об усилении конструкций здания. Но на подобные переделки ушло бы ещё несколько лет, а проход по анфиладам дворца на все это время оказался бы разорванным.
Мнение автора проекта – архитектора Фельтена, настаивавшего на том, что им произведены все необходимые расчёты, не принимались во внимание, считалось, что зодчий просто «защищает свое детище».
Казалось, что найти оптимальное решение этой проблемы невозможно. И тут архитектор Джакомо Кваренги предложил подойти к решению вопроса с совсем иной стороны – оставить Светлую галерею без изменений, а для Тронного зала создать отдельный корпус, пристроив его перпендикулярно восточной части Зимнего дворца. Это было гениальное предложение – одновременно решалась задача Тронного зала из уже заготовленных деталей и появлялся новый переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж, куда раньше можно было попасть только через личные покои Екатерины II. Кроме того, строительные работы в обособленном корпусе не нарушали жизнь в Зимнем дворце и не могли помешать проведению торжественных официальных мероприятий.
Облик Тронного зала, созданного по проекту Кваренги, во многом напоминал предыдущий проект Фельтена (детали отделки ведь уже были заготовлены). Особой торжественностью отличался смысловой центр зала – Тронное место.
К возвышению для трона подводило пять ступеней. Над троном находился балдахин, а ещё выше две колоссальные статуи сидящих Гениев Славы и щит с вензелем Екатерины II. Созданный по рисунку Кваренги трон был довольно приземистым и отличался массивными формами и пропорциями.

В таком виде Тронное место просуществовало недолго: уже в начале царствования Павла I оно было реконструировано – Павел Петрович не хотел видеть вензель матери в главном церемониальным зале Зимнего дворца. Теперь над троном был установлен прямоугольный барельеф с изображением двух Гениев Славы, поддерживающих геральдический щит с изображением Георгия Победоносца.
Мало того, при Павле было расширено само понятие «тронный зал» и ему были приданы новые дополнительные функции.
Павел Петрович уделял особое внимание церемониалу. При своем дворе он имел целых четыре тронных - тронная самого императора, тронная его супруги – императрицы Марии Фёдоровны, тронная Павла I, как Гроссмейстера Мальтийского ордена и Большой Тронный – Георгиевский зал. Также по четыре тронных было в любимом загородном дворце Павла – Гатчинском, и в построенной для него новой петербургской резиденции – Михайловском замке.
Историки отмечают особое внимание, которое уделял Павел I различным церемониям, постепенно превратившееся у императора в своеобразную страсть, самодержец сам разрабатывал до мельчайших деталей ритуалы многих торжественных действий, а одной из важнейших при русском дворе стала должность церемониймейстера.
Также большое значение имело и количество ступеней, ведущих к трону. Это зависело от достоинства лиц его занимавших: восемь (в Большом Тронном зале уже при Павле) и три ступени – в Малом Тронном зале императора, одна ступень была присвоена его супруге, и на уровне пола, только на ковре, устанавливался трон для Наследника.
При Павле в Георгиевском зале был заменён и сам трон. Теперь это было серебряное тронное кресло императрицы Анны Иоанновны, изготовленное в 1731-м году в Лондоне. Для всех многочисленных тронных комнат Зимнего и загородных дворцов было также изготовлено шесть деревянных резных копий этого серебрянного трона. Безусловно для Павла I чрезвычайно важно было подчеркнуть историческую преемственность, используя данные тронное кресло в качестве образца.
Именно в Георгиевском зале 29 ноября 1798г. состоялась церемония принятия Павлом титула Великого Магистра Мальтийского ордена.

К сожалению, созданный Кваренги Георгиевский зал просуществовал недолго, чуть больше сорока лет: 17 декабря 1837 года его отделка погибла в огне пожара. Остались только обугленные стены с зияющими чернотой оконными проемами.
Большой Тронный зал, как и другие парадные залы дворца, было решено воссоздать «в прежнем виде”. Николай I повелел: «Георгиевскую залу стараться делать ежели возможно всю из белого мрамора". (Вежливая формулировка «ежели возможно», конечно носила условный характер – пожелания императора воспринимались как приказ).
Можно было добывать мрамор в Сибири или под Санкт-Петербургом, но в итоге было решено использовать итальянский каррарский мрамор, потому что это, как тогда, так и сегодня намного дешевле. К тому же в Риме легче найти мастеров, работающих с этим материалом.
По контракту итальянские каменотесы должны были не только добыть мрамор, но и изготовить из него все архитектурные детали, которые в Санкт-Петербурге оставалось бы только собрать на месте.
Дешевле то, дешевле, но зато работы невероятно усложнялись и затягивались по времени – в Италию и обратно пересылались чертежи, при чём каждый раз, когда нужно было скорректировать проект, детализировать, согласовать, уточнить, прорисовать и так далее.
Восстановление Зимнего дворца после пожара намечено было завершить к апрелю (Пасхе) 1839 г. Об окончании отделки Большого Тронного зала, к этому времени даже и не помышляли. Лишь в конце мая того же 1839 г. из Италии был отправлен первый корабль с мрамором для Георгиевского зала. К ноябрю большая часть деталей была доставлена ещё четырьмя кораблями, и начались работы по облицовке стен.
Проект отделки Большого Тронного зала принадлежал архитектуру Василию Петровичу Стасову. Ему же принадлежал проект и нового подвесного металлического потолка.
Своды дворца теперь возводились не из дерева, как раньше, а из кирпича либо из гончарных «горшков»– пустотелых конусов, которые позволяли облегчить нагрузку на стены. Перекрытия Георгиевского зала состояли из сорока двух плоских балок, оклёпанных в три листа из тонкого котельного железа: кроме того, как тогда считали «на этих же самых балках со всею благонадежность можно было вешать и люстры». Рисунок нового потолка - металлический вызолоченный орнамент.
Работы успешно продвигались и 3 июля 1841 г. в их завершении над Тронным местом был водружен временный алебастровый барельеф с изображением Георгия Победоносца. Красота законченного помещения поражала, но никто не знал, что ей суждено было жить совсем недолго.

9 августа 1841г. стало новой трагической датой в истории Георгиевского зала. Днём смотритель Зимнего дворца заметил, что средние люстры зала значительно провисли, но катастрофа произошла прежде, чем успели принять какие-то меры – «около 12 ночи… услышан был необычный треск… продолжавшийся около 2 минут. Оказалось, что обрушился потолок» – были искорежены верхние части стен, погибли великолепные люстры, был почти уничтожен наборный паркет чрезвычайно сложного рисунка.
«… В 5 утра уже начали исследование сего происшествия...в 7 часов ... прибыл император… позвал Матвея Егоровича Кларка – директора Александровского чугуно-литейного завода, где были изготовлены конструкции, и архитектора Василий Петрович Стасова и задал обоим лишь один вопрос: «Чем оправдаетесь?» Ответ решено было искать в стенах.
Но и по сей день до конца не понятно, от чего произошла авария.

Новая усовершенствованная конструкция перекрытий зала стала плодом коллективного творчества выдающихся инженерных и архитектурных сил России.
Восстановленный Георгиевский зал стал более монументальным, чем уничтоженное огнём творение Кваренги. Опять поменялись архитектурные вкусы и на смену утончённой изысканности уникальных произведений классицизма 18-го века пришла репрезентативная величественность иных архитектурных образов.
Казалось бы, новый Георгиевский зал мог оказаться монотонным, ведь его отделка построена на сочетании всего двух цветов – белого (стены и колонны) и золотого (все бронзовые детали). Это сочетание беспроигрышно в своей торжественности, царственности и вдобавок обогащено пурпуром Тронного места.
Колонны из каррарского мрамора неслучайно были украшены вертикальными желобками – коннелюрами: расчлененная поверхность стволов колонн усиливает игру света и тени, а в очень солнечные дни мрамор словно начинает светиться изнутри. И ни о какой монотонности и мысли не возникает.
Уникальна не только конструкция, но и затейливый рисунок потолка. По повелению императора он повторен в орнаменте паркета
Георгиевского зала, состоящего из 16 ценных пород дерева, из которых основное - красное. Этот материал обычно так не используется: слишком мягкое оно и быстро изнашивается, но для Тронного зала сделали исключение, (тем более, что император так хотел).
Как это часто бывает, при повторном восстановлении учли и исправили те художественные и смысловые просчеты, которые были сделаны ранее.
В частности, по-другому повесили люстры – раньше они висели посередине, загораживая вид на Тронное место и осеняющий его барельеф с изображением Георгия Победоносца. Теперь люстры крепились не к потолку, а прямо к балкам и располагались вдоль стен.
В больших парадных залах Зимнего дворца люстры имели одинаковую композицию и различались лишь декоративными элементами. В этом зале на люстрах мы видим многократное повторение изображений двуглавого орла – главной фигуры российского государственного герба, подчёркивающего особое значение Тронного зала .
При повторном восстановлении зала вид на мраморный барельеф с изображением святого Георгия оказывался полностью открыт, что подчеркивало его особую роль в зале.
Изменился и сам барельеф. Ранее две стоящие аллегорические фигуры поддерживали щит с небольшим изображением святого, теперь все пространство огромного квадратного барельефа было занято изображением Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем распростёртого под копытами его лошади дракона. Облачённый в форму римского воина святой Победоносец, освещающий своей фигурой трон русских императоров, становится своего рода вневременным символом побед России и русского воинства.

Побродить по этим прекрасным залам Вы сможете, побывав на экскурсии по Эрмитажу.

Теги Георгиевский зал Зимнего дворца
Новости
все новости
07 Декабря 2018, 10:55
Сны Петра ВеликогоС 8 декабря в Белом зале Большого петергофского дворца открыта выставка «Голландский домик. Сны Петра Великого». Выставочный проект подготовлен ГМЗ «Петергоф» совместно с Фондом «ПРО АРТЕ» в рамках III Петербургской биеннале музейного дизайна при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге и Датского культурного института.
05 Декабря 2018, 15:30
Алые паруса 01 декабря в Лиссабоне (Португалия) состоялась церемония вручения самой престижной туристской премии планеты – World Travel Awards. По версии WTA-2018 Санкт-Петербург был признан Лидирующим культурным направлением мира (World's Leading Cultural City Destination).
Петербург не в первые становится лауреатом WTA и «культурной столицей мира». Ранее статус лидирующего культурного направления был присвоен городу дважды: в 2016 и 2017 году.
29 Ноября 2018, 09:38
ВЛедовые скульптуры Петропавловской крепости 21 декабря откроется фестиваль ледовых скульптур.
В этом году в Петербурге приедут более 30 лучших мастеров из России и мира по работе с хрупким ледяным материалом.
Отзывы клиентов
Мария
Мария
«Ребята в компании работают просто отлично. Посмотрела с ними весь Питер, все пригороды и музеи - где только не была. И все с помощью этого бюро. Обслуживание всегда по высшему уровню: все очень интересно, все вовремя, учитывают практически любые желания-хотелки, никаких очередей, подскажут как выгоднее. В общем, с ними не пропадешь. Все-таки Санкт-Петербург - безумно красивый город. Я влюбилась в него! Спасибо Вам за столько положительных эмоций и воспоминаний!»
Алевтина
Сегодня побывали на экскурсии в Эрмитаже со Светланой. Посетили основные залы . Узнала много новых фактов о картинах выставленных в залах эрмитажа, их появление , совершили небольшой экскурс в историю живописи: в разную эпоху узнала различие в манере написания и чем отличались школы живописи. Прошлись по главным залам дворца , увидели тронный зал, отреставрированный петровский, церковь. Вся экскурсия сопровождалась интересными подробностями из истории, которые делают сухие факты истории живыми и запоминающимися. Спасибо.
Яна и Дима
Яна и Дима
«Съездили с мужем на экскурсию в Выборг. Остались очень довольны. Выбирали вместе с сотрудником компании - доброжелательным молодым человеком - все объяснил, предложил массу вариантов. Единственное неудобство - ранний выезд. В остальном все отлично: отличный автобус, прекрасный обед, экскурсии по Выборгу и парку Монрепо, вежливый и внимательный персонал, профессиональные гиды с хорошим чувством юмора, узнали массу интересного по дороге в Выборг. Отдохнули на славу. Теперь планируем съездить в Великий Новгород и обязательно поедем с вами снова. Спасибо, отлично работаете!»
Арсентий
Решил сделать подарок родителям на золотую свадьбу (у них юбилей в конце июня) - показать им Питер. Помимо всего прочего, заказал здесь экскурсию в Петергоф. Начало очень не понравилось - до Петергофа ехали очень долго (пробки жуткие), моросил мелкий дождь, родители быстро устали ходить по парку - пожилые люди все-таки, проголодались...
Но потом, пока мы по совету нашего гида Светланы, обедали в достаточно приличном, уютном кафе, она смогла как-то быстро заказать нам электромобиль и мы остаток экскурсии провели в комфорте.
В главный дворец не попали - жуткие очереди на входе, такое ощущение, что весь Китай приехал сразу. Но опять нас спас гид - мы посетили дворец, где жил Петр.
Что могу сказать - если бы не Светлана, день был бы испорчен.
Хотя о таких проблемах - пробки, очереди, большие пешие прогулки надо бы предупреждать заранее. Может быть, зная это, поехали бы в Петергоф на "Метеоре" и заранее заказали электромобиль...
Получилось недешево - но для родителей не жалко.
Если еще раз приеду в Питер - наверно, все-таки, обращусь сюда. Несмотря ни на что, родителям понравилось.
Анюта
Анюта
Вот и подошёл конец моему путешествию с одноклассниками в прекрасный город Санкт-Петербург. Самый красивый, добрый и душевный город России. Разнообразные дома, приветливые люди, величественные дворцы, да и обычные скверы Петербурга - все вместе складывают пазл, в который невозможно не влюбиться! Колодцы напоминают фильмы с детства, каждый дом по-своему уникален, ведь там кто-нибудь знаменитый жил. И я горжусь, что когда-то те полтора миллиона отвоевывали этот город, чтобы каждый мог насладиться его архитектурой и атмосферой. А эти парадные.. Да все! Все прекрасно. Спасибо тебе, Санкт-Петербург, за солнечный приём!!! И отдельное спасибо Светлане Анатольевне, прекрасному гиду, да и просто хорошему человеку. Спасибо, огромное спасибо!!!
Ежедневно с 10:00 до 22:00 Без обеда и выходных
Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Планерная, д.59. Бизнес-центр "Монпасье"
График работы:
Ежедневно с 10:00 до 22:00
Без обеда и выходных
Яндекс.Метрика