Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала - единственный в мире памятник
«Это что за большевик лезет там на броневик?» — этот детский стишок советских времён, в шутливой форме отразил официальную легенду того времени о «Ленине на броневике».
В ночь с 3 на 4 апреля 1917 года на Финляндский вокзал Петрограда вернулся из эмиграции Владимир Ульянов-Ленин. По официальной версии его встречали тысячи рабочих, революционных солдат и матросов. В порыве восхищения собравшиеся якобы подняли на руках Ильича на подогнанный по случаю броневик «Остин-Путиловец», которые выпускались на Путиловском заводе во время Первой мировой войны. И вождь пролетариата тут же произнес пламенную речь, закончившуюся словами: «Да здравствует социалистическая революция!»
Достоверно неизвестно, лез ли Ленин на броневик или декламировал свои тезисы сразу с паровоза. Но условия объявленного в 1924 году всесоюзного конкурса предусматривали «создание портретной статуи и изображение исторического броневика». Из 61 представленной на конкурс работы ни одна не была рекомендована к исполнению. Трудность состояла в невозможности органично объединить скульптуру с огромным броневиком.
И только в августе 1925 года спецкомиссия поручила скульптору Сергею Евсееву, архитекторам Владимиру Гельфрейху и Владимиру Щуко, как наиболее успешно выступившим на конкурсе, разработать новую модель памятника. А 7 ноября 1926 года состоялось его торжественное открытие. И вскоре появился детский стишок-загадка:
«Он простую кепку носит,
букву «р» не произносит,
очень добрый и простой,
догадайся, кто такой!»
Интересные факты
- Вес памятника — 200 тонн, высота скульптуры — 4,5 метра
- В Ленинграде было установлено более 150 памятников Владимиру Ленину
- Во время Великой Отечественной войны скульптор фигуры Ленина Сергей Евсеев руководил производством деревянных моделей танков для дезинформации немецкой разведки
- Помимо памятника, Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко были соавторами проекта здания Библиотеки имени Ленина в Москве
- Авторы памятника долго не могли найти натурщика для создания модели и в конце концов кинули жребий между собой. В итоге «моделью» стал архитектор монумента Владимир Щуко
- Во время реконструкции площади в 1967 году монумент был перенесен на 180 метров ближе к Неве. Первоначально памятник стоял перед фасадом старого вокзала
- Финляндский вокзал был открыт в 1870 году, в год рождения Владимира Ленина
- Это единственный в мире памятник человеку, который стоит на транспортном средстве
- 10 мая 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «В память 250-летия Ленинграда» с изображением памятника. Ею награждались жители, отличившиеся в проведении работ по восстановлению города
- В 2005 году на площади Ленина в время ее очередной реконструкции, рабочими было обнаружено несколько могильных плит XIX века. Советские строители двадцатых годов без церемоний пользовались мощными надгробиями многочисленных питерских кладбищ. Большевики сразу убивали двух зайцев: получали бесплатные стройматериалы, а память о прежней жизни стиралась
- 1 апреля 2009 года тыльная часть памятника пострадала от взрыва. В скульптуре появилась дыра размером 80х100 см. Исполнители взрыва до сих пор не найдены
- Назначая встречи у Финляндского вокзала жители города часто говорят: «Встретимся у Финбана». Это сокращенное название Финляндской железной дороги (Finnische Bahn), которое в советские времена загадочным образом перешло на вокзал
- На монументе, являющимся стилизованным броневиком, выбиты слова из речи Владимира Ленина: «…И да здравствует социалистическая революция во всем мире!» После 1991 года это пожелание потеряло актуальность даже для родины социализма